РУ БЕ EN DE FR

Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания

 

При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Кодекс Республики  Беларусь об образовании
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования»
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июля 2011 г. № 136 Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150.  (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20августа 2013 г. № 78; постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2017 г. № 43) «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»
  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 июля 2011 г. № 90 Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении
  6. ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 15 ліпеня 2020 г. № 197 Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі.
  7. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»
  9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических  требований» 
  11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 №75 "Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых лдя организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего, учреждениями образования, реализующими программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного  образования"
  12. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 ліпеня 2020 г. № 197 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі»
  13. Учебные программы по образовательным областям и программы коррекционных занятий, утвержденные постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2016 и №80 от 16.08.2017
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
 И ВОСПИТАНИЕ?
 
         В современных условиях  интегрированное обучение и воспитание становиться все более востребованным родителями для детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики:  Организация интегрированного обучения позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.
         Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
         Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
         Главными задачами являются:
*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
*реализация коррекционно- обучающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.
 
КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
    Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого – медико – педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.
   Заключение ЦКРиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление образования, который выдает направление в дошкольное учреждение, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.
  Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:
 -направления, выданного управлением образования местного исполнительного и распорядительного органа;
-заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);
-заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания;
-медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья;
-свидетельства о рождении (предъявляется при зачислении).
Руководитель дошкольного учреждения при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.
 
 
КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Учитель – дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет, определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.
Воспитатель планирует и проводит образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством воспитателя, учителя – дефектолога, оказывают помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.
Педагог- психолог ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, с гипердинамичными детьми.
Музыкальный руководитель проводит разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.
Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепления моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.